Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 15 февраля 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года. 4 марта подписан Президентом РФ.
Федеральный закон направлен на комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, дифференциацию мер правового регулирования обеспечения промышленной безопасности в зависимости от степени риска возникновения аварий и масштабов их возможных последствий.
Федеральным законом уточняются критерии идентификации опасных производственных объектов, вводится классификация таких объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. В соответствии с данной классификацией все опасные производственные объекты разделяются на четыре класса опасности:
I класс – объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс – объекты высокой опасности;
III класс – объекты средней опасности;
IV класс – объекты низкой опасности.
Дифференциация мер правового регулирования в отношении опасных производственных объектов различных классов опасности предусматривает: осуществление постоянного государственного надзора в отношении объектов I класса опасности; проведение плановых проверок объектов I и II классов опасности не чаще одного раза в год, а объектов III класса опасности – одного раза в три года; осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении объектов IV класса опасности без проведения плановых проверок.
Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, станет обязательным создание систем управления промышленной безопасностью.
Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничивается опасными производственными объектами I и II классов опасности.
Федеральным законом устанавливается уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов IV класса опасности, а также исключается необходимость получения разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.
Вводится понятие «вспомогательные горноспасательные команды» и устанавливается обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы, создавать такие команды и обеспечивать их функционирование.
Федеральным законом законодательство Российской Федерации о промышленной безопасности приводится в соответствие с требованиями Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции № 174).
В целях исключения избыточных технических барьеров для осуществления инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах Федеральным законом вводится правовой режим их эксплуатации, консервации и ликвидации на основе индивидуальных требований, установленных в проектной документации и обосновании безопасности таких объектов.
Изменениями, внесёнными в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривается объединение двух лицензируемых видов деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов), что позволит лицензиатам сократить издержки, связанные с необходимостью получения двух лицензий.
В Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» вносятся изменения, предусматривающие создание на предприятиях по добыче (переработке) угля и горючих сланцев единых систем управления промышленной безопасностью и охраной труда в целях повышения эффективности взаимодействия всех элементов обеспечения безопасности на таких предприятиях.
Изменениями, внесёнными в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», уточняется порядок осуществления постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях.
В Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» вносятся изменения уточняющего характера.
Изменениями, внесёнными в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отменяется государственная пошлина за выдачу разрешения на применение технического устройства на опасном производственном объекте, отмена которого предусмотрена изменениями, внесёнными в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
http://президент.рф/документы/17628
Проект Постановления Правительства РФ "О системах управления промышленной безопасностью"
В соответствии с проектом документация системы управления промышленной безопасностью включает:
заявление о политике эксплуатирующей организации (эксплуатирующих организаций) в области промышленной безопасности;
положение о системе управления промышленной безопасностью;
положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах эксплуатирующей организации либо типовое положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах эксплуатирующих организаций, включенных в общую систему управления промышленной безопасностью;
планы мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.
Результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью документируются в эксплуатирующей организации не реже одного раза в течение календарного года.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24256.html
Приказ МЧС России от 25.12.2012 N 804
"Об утверждении свода правил "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности"
С 1 января 2013 года в отношении объектов железнодорожного транспорта применяется свод правил "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности"
Свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта - полос отвода и охранных зон железной дороги, мест хранения деревянных шпал на складах верхнего строения пути, грузовых дворов, контейнерных площадок, железнодорожных станций, пешеходных мостов над железнодорожными путями, пешеходных тоннелей под железнодорожными путями, промывочно-пропарочных станций, постов электрической централизации, диспетчерской централизации, горочной автоматической централизации.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141855;div=LAW;dst=0
Федеральный закон от 11.02.2013 N 9-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности"
На региональные органы власти возложены полномочия по созданию, эксплуатации и развитию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
Органы местного самоуправления также уполномочены самостоятельно участвовать в создании, эксплуатации и развитии такой системы.
Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой в границах субъекта РФ, и эксплуатируется одновременно несколькими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Закон направлен на правовое закрепление возможности использования для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи единого номера вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемых российской системой нумерации и планом нумерации.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141998;div=LAW;dst=100006
Постановление Правительства РФ от 14.07.2010 N 509
(ред. от 11.02.2013)
"О Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы"
(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 11.02.2013 N 109, вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования)
Утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики.
Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики (далее - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций в целях создания условий для устойчивого развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, энергосбережения, энергоэффективности и удовлетворения потребностей в энергетических и минерально-сырьевых ресурсах.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142069;div=LAW;dst=0
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 11.02.2013)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(изменения, внесенные Федеральным законом от 11.02.2013 N 9-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования)
В Федеральный закон внесены следующие дополнения:
органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
органы местного самоуправления самостоятельно участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142025;div=LAW;dst=100006
Проект приказа Госстроя "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
Виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников.
Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении:
объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24010.html
<Письмо> Госстроя от 21.02.2013 N Д03-478/БМ/ГС <О вопросах аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий>
До внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты РФ по наделению Госстроя соответствующими полномочиями Госстрой по письменному запросу выдает заявителям выписку из реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий, подтверждающую статус эксперта.
Такая выписка содержит номер квалификационного аттестата, направление деятельности эксперта, дату выдачи и срок окончания действия квалификационного аттестата.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142483;div=LAW;dst=100004
Постановление Госгортехнадзора России от 04.03.2003 N 5
(ред. от 12.12.2012)
"Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2003 N 4345)
(изменения, внесенные Приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 N 713, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)
Приведены изменения, подчёркивающие:
что объект экспертизы - подъемные сооружения (грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры), здания, воспринимающие нагрузку от установленных в них подъемных сооружений, а не проектно-конструкторская документация на эти сооружения и здания и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта;
экспертная организация - организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а не организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142117;div=LAW;dst=0
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях" (доработанный законопроект о введении уведомительного порядка начала строительства)
Изменениями, предлагаемыми к внесению в Градостроительный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности, определено, что в случае если застройщик направил предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ документы в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, а указанный орган не принял в установленные сроки решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство, застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в уведомительном порядке.
При этом законопроектом предусмотрено, что уведомительный порядок начала строительства не будет действовать на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=100714;div=PRJ;dst=0
Письмо Роснедр от 21.01.2013 N НМ-05-30/434
<О проведении экспертизы проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых>
С 1 января 2013 года единственной организацией, уполномоченной проводить экспертизу проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых является Федеральное бюджетное учреждение "Росгеолэкспертиза"
Сообщается, что администратором доходов федерального бюджета по коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации 049 115 02012 01 6000 140 "Плата, взимаемая при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр" является Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу (Центрнедра).
Реквизиты для перечисления платы за экспертизу проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых указаны в информационно-телекоммуникационной сети на официальных сайтах Центрнедра (www.centrnedra.ru) и ФБУ "Росгеолэкспертиза" (www.rgexp.ru).
ФБУ "Росгеолэкспертиза" имеет в своем составе 14 территориальных отделений.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119391;div=LAW;dst=0
Приказ Ростехнадзора от 12.12.2012 N 713
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2013 N 26927
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142081;div=LAW;dst=0
ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА от 29.12.2012 N 802
О ПРИЗНАНИИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ ОТ 9 ИЮНЯ 2003 Г. N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СТАЛЬНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ ДЛЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2013 N 27005
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142325;div=LAW;dst=100004
ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА от 29.12.2012 N 798
О ПРИЗНАНИИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ ОТ 20 МАЯ 2003 Г. N 33 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕБАЗ И СКЛАДОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2013 N 27160
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142529;div=LAW;dst=100004
ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА от 25.01.2013 N 28
О ПРИЗНАНИИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ ОТ 10 МАЯ 2003 Г. N 80 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2013 N 27149
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142641;div=LAW;dst=100004