Регламент, описывающий предоставление государственной услуги в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации
Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование»
Предполагается, что данным Проектом Приказа будет утвержден регламент, описывающий предоставление государственной услуги в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением предоставления в пользование водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей) (далее – Регламент) на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование в том числе для:
- сброса сточных вод;
- строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
- создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
- строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации;
- удаления затонувшего имущества.
При этом предусмотрена возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также предполагается, что срок принятия уполномоченным органом решения о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе составляет не более 15 рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении водного объекта в пользование. При отсутствии технической возможности осуществления указанных действий в электронной форме уполномоченный орган осуществляет указанные выше действия в срок не более 20 рабочих дней.
В Регламенте представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Также обозначены основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги:
- непредставление заявителем доработанных документов в течение 5 рабочих дней в случае приостановлении рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование;
- получен отказ органов, организаций и должностных лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции: капитана морского порта – в случае использования водного объекта в акватории морского порта, администрации бассейна внутренних водных путей – в случае использования водного объекта в акватории речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации, органов местного самоуправления – в случае, если заявленная к использованию часть водного объекта прилегает к землям населенных пунктов, на предмет соответствия условий использования водного объекта документам территориального планирования, документации по планировке территории и правилам использования водных объектов, устанавливаемым органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, в согласовании условий водопользования;
- несоответствие указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты;
- водный объект, указанный в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, предоставлен в обособленное водопользование;
- использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- информация о заявителе включена в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Кроме того, Регламентом установлена процедура досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих указанную государственную услугу.
Разработчик: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 25 мая 2023 г.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 31 мая 2023 г.
О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности
Приказ Ростехнадзора от 30.03.2023 N 134 (.rtf) "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. N 397"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2023 N 73785)
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. N 397 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2021 г., регистрационный N 66706).
Разъяснены требования к содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности
Письмо Ростехнадзора от 16.02.2023 N 11-00-15/845 (.rtf) "О содержании заключения экспертизы промышленной безопасности"
Сообщается, в частности, что заключение экспертизы промышленной безопасности может содержать один из следующих выводов (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности): объект экспертизы соответствует либо не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Понятия "некритичное нарушение требований промышленной безопасности" нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.
Заключение экспертизы промышленной должно содержать вывод о том, что объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности при несоответствии объекта экспертизы любому из установленных требований промышленной безопасности к данному объекту.
Утверждены вопросы для аттестации по разделу «Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам»
Актуализированы вопросы тестирования по разделу «Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам» Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2020 г. № 334.
Проведение аттестации работников по обновленным вопросам тестирования, утвержденным распоряжением Ростехнадзора от 6 июня 2023 г. № 39-рп, начнется с 17 июля 2023 года.
С актуальными вопросами Вы можете ознакомиться по данной ссылке.
https://gosnadzor.ru/service/list/Safety%20certification/voprosi%20testirovaniya/index.php
Подготовлен проект, определяющий Правила безопасности для нефтегазоперерабатывающих производств
16 июня 2023
Проектом предполагается утверждение ФНП "Правила безопасности для нефтегазоперерабатывающих производств".
Как следует из проекта, Правила:
- устанавливают требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением конденсированных взрывчатых и химически опасных веществ, в том числе специальные требования при эксплуатации технологических установок и ведении технологических процессов на таких производствах;
- распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые и действующие ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, включая нефтехимические, опытно-промышленные и малогабаритные блочномодульные установки.
Правилами определяются:
1) требования к обеспечению безопасности технологических процессов на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств;
2) специальные требования безопасности к отдельным технологическим процессам нефтегазоперерабатывающих производств, среди которых:
- производство твёрдых катализаторов;
- получение элементарной серы из сероводорода;
- хранение сжиженных горючих газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением;
- обезвреживание сбросов горючих паров и газов методом сжигания;
- ряд иных процессов;
3) специальные требования к аппаратурному обеспечению технологических процессов;
4) специальные требования к системам автоматизированного контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) технологических процессов;
5) специальные требования к системам энергообеспечения;
6) требования к ремонту и обслуживанию технологического оборудования и технологических трубопроводов.
Предполагается, что проектируемые требования позволят повысить уровень производственной дисциплины на ОПО нефте- и газоперерабатывающих производств, а также снизить показатели аварийности и смертельного травматизма на данных объектах в среднем на 15% в год.
Ростехнадзором разъяснены особенности идентификации отдельных видов ОПО
15 июня 2023
В письме Ростехнадзора от 10.04.2023 N 14-00-09/752 конкретизированы особенности идентификации ОПО "Площадка хранения мазутного топлива".
В свою очередь, в письме Ростехнадзора от 28.04.2023 N 14-00-09/935 рассмотрены особенности идентификации ОПО "Сеть газопотребления", "Установка резервуарная" и "Установка баллонная групповая".
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Ростехнадзором при проведении внеплановых проверок
14 июня 2023
Приказом Ростехнадзора от 30.03.2023 N 134 внесены изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утверждённый приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 N 397.
Так, в перечень дополнительно включены следующие индикаторы:
1. Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), содержащем:
- срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО III или IV класса опасности, или сведений о выводе такого технического устройства из эксплуатации по истечении года после установленного срока его эксплуатации;
- вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, или сведений о выводе такого здания или сооружения из эксплуатации по истечении года с даты внесения в реестр заключения ЭПБ, содержащего вывод о несоответствии здания или сооружения требованиям промышленной безопасности.
2. Факт выдачи экспертом заведомо ложного заключения ЭПБ в отношении объекта экспертизы - при наличии в реестре сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, выданном данным экспертом в отношении иных объектов экспертизы заказчика в течение 2 лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности.
Данный индикатор распространяется на ОПО III или IV класса опасности, в отношении которых не проводились контрольно-надзорные мероприятия после выдачи заведомо ложного заключения эксперта.
Напомним, что индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Наличие индикаторов риска может послужить основанием для проведения внеплановой проверки.
Минтруд разъясняет: Как правильно вносить сведения в реестр обученных по охране труда
Письмо Минтруда от 04.04.2023 №15-2/ООГ-1189 "О направлении разъяснений"
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение (ОГ-12661 от 06.03.2023), поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила).
По вопросам внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц поясняем следующее.
В соответствии с пунктом 104 Правил Минтруд России осуществляет формирование и ведение реестров:
- реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда),
- реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и
- реестра обученных лиц.
Указанные реестры размещены в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда и доступны по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru.
Пункт 106 Правил содержит сведения, которые указываются регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.
Согласно пункту 91 Правил результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ) в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда. Допускается оформление единого протокола проверки знания требований охраны труда работников в случае, если обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты проводятся в рамках обучения требованиям охраны труда. Протокол проверки знания требований охраны труда работников может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по охране труда.
Согласно пункту 118 Правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда передают в реестр обученных лиц следующие сведения:
- наименование программы обучения по охране труда;
- дата проверки знания требований охраны труда;
- результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);
- номер протокола проверки знания требований охраны труда.
Так, на данный момент перечень программ обучения по охране труда, сведения о которых вносятся в реестр, является исчерпывающим и содержит:
- программу обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- программу обучения по использованию (применению) СИЗ;
- программу обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;
- программу обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
- 24 различных наименования программ обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности.
Подпунктом «в» пункта 46 Правил определено, что обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности , к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Из положений пункта 55 Правил следует, что обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности , определенные локальными нормативными актами работодателя. Перечень работ повышенной опасности устанавливается работодателем с учетом специфики его деятельности на основании перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н утверждено примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение), которое разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Приложением № 2 к Примерному положению утвержден Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников. В отношении отдельных видов работ, приведенных в Примерном перечне работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и работ в ограниченных замкнутых пространствах, предъявляются дополнительные требования к организации обучения требованиям охраны труда работников правилами по охране труда.
Таким образом перечень программ обучения, относящихся к программе, предусмотренной подпунктом «в» пункта 46 Правил, сформирован только из тех видов работ повышенной опасности, в отношении которых нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, предъявляются дополнительные требования об обучении работников.
В случае, если в программу обучения по охране труда входит, например, три программы обучения по работам повышенной опасности, то полагаем, что протокол может содержать три регистрационных номера , подтверждающих записи о прохождении проверки знания требований охраны труда по данными программам обучения.
С более подробной информацией и инструкциями для работодателей и организаций, осуществляющими обучение по охране труда работодателей и работников, Вы можете ознакомиться в разделе «Справочная информация» на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А. Воротилкин
Ростехнадзор меняет правила организации производственного контроля
16 Июня 2023
Ростехнадзор разработал проект постановления Правительства России «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности». Документ предусматривает более точное распределение полномочий по осуществлению производственного контроля на предприятиях. Новое постановление должно вступить в силу с 1 марта 2024 года.
Так, обновленные Правила предлагают выделить в отдельную категорию лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в эксплуатирующих организациях. При этом сохранятся все права и обязанности лиц, непосредственно осуществляющих производственный контроль. Также сократится объем представляемой ежегодно отчетной информации о производственном контроле, что должно «существенно оптимизировать затраты эксплуатирующих организаций на проведение периодического обучения и аттестации в территориальных аттестационных комиссиях уполномоченных государственных органов сотрудников, осуществляющих производственный контроль, с сохранением обязанности не реже 1 раза в 5 лет проходить такую аттестацию в аттестационных комиссиях организаций». Об этом говорится в пояснительной записке к документу.
Промышленная безопасность ожидает правки
Промышленная безопасность ожидает правки
С середины 2020 года обсуждаются изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности», но документ до сих пор не утвержден.
С 2019 года Ростехнадзор планировал отменить Федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности», действующий с 1997 года. (см. RISKNEWS). Заменить его должен был обновленный масштабный закон, который так и не был принят. Впоследствии работа над новым законом была приостановлена, о чем ранее сообщало наше издание.Некоторые его положения перешли в проект закона об изменениях в 116-ФЗ. На сегодняшний день проект изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности» рассматривается во втором чтении в Госдуме, однако некоторые значимые запланированные правки так и не нашли отражения в текущей версии документа.
Одним из наиболее спорных положений проекта изменений в закон о промбезопасности стало обязательное требование проведения аудита промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО). Необходимость внедрения аудита промышленной безопасности на законодательном уровне неоднократно подкреплялась мнениями экспертов (см. RISKNEWS). «Аудит не является контрольно-надзорным мероприятием или проверкой, он на порядок выше, потому как выявляя те или иные нарушения необходимо также выявить и причину, способствующую их появлению <…> требования к аудиту прописать невозможно, так как каждое предприятие требует собственного подхода», - считает председатель Комитета ТПП России по промышленной безопасности Красных Борис Адольфович.
Также эта идея нашла отражение и в поручении президента Владимира Путина. По итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 года, президент установил необходимость «создания системы аудита организаций, эксплуатирующих ОПО, в целях обеспечения соблюдениями такими организациями требований промышленной безопасности, <…> а также установление обязательности проведения такого аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам».
На сегодняшний день в Госдуму внесен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». Документ включает положения о необходимости проведения технического диагностирования устройств на ОПО. Однако, в нём отсутствуют положения, касающиеся аудита промышленной безопасности на ОПО. Ранее 29 ноября 2022 года на заседании Правительства был одобрен еще один проект изменений к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно этому документу, при присвоении класса опасности не потребуется учитывать суммарное количество опасных веществ на расположенных рядом объектах, если рассматриваемый объект находится вне зоны действия их поражающих факторов.
Также на данный момент разработан проект поправок Правительства к проекту закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». По словам начальника правового управления Ростехнадзора Дмитрия Яковлева, эти поправки «направлены на создание правовой основы для внедрения института аудита систем управления промышленной безопасностью, а также установление обязательности проведения такого аудита организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I класса опасности, с ежегодным предоставлением сведений о результатах проведенного аудита коллегиальным органам управления таких эксплуатирующих организаций и их учредителям, а также обязательность выполнения рекомендаций по его результатам».
Тем не менее, эксперты скептически отнеслись к формулировке «аудит систем управления промышленной безопасностью» еще в мае 2022 года (см. RISKNEWS). Тогда генеральный директор ЗАО НТЦ ПБ Елена Кловач выражала сомнения насчет эффективности внедрения аудита применительно к системе управления промышленной безопасностью (СУПБ): «Скорее всего это не окажет влияние на повышение уровня промышленной безопасности. Ещё один серьёзный минус в том, что обязательное создание СУПБ установлено только для объектов 1 и 2 классов опасности. Число таких объектов составляет всего 10 процентов от общего количества ОПО в стране. Поэтому, для остальных объектов, прежде чем проводить аудит систем управления промышленной безопасностью необходимо будет в добровольном порядке разработать саму СУПБ.
«Разница подходов в том, что аудит представляет собой оценку соответствия предъявляемым требованиям. Если брать предлагаемый Ростехнадзором «аудит систем управления промышленной безопасностью», то к системам управления нынче есть требования только в Постановлении Правительства, касающиеся исключительно документации системы управления промышленной безопасностью. Таким образом, исходя из основ аудиторской деятельности, то есть оценки соответствия объекта аудита предъявляемым требованиям, это выльется лишь в сравнение документации системы управления промышленной безопасностью с требованиями из Постановления», - пояснил тогда же старший научный сотрудник ЗАО НТЦ ПБ Владимир Ткаченко.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшее время изменения в Федеральный закон от 12 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», касающиеся вопросов закрепления аудита будут применимы только к системам управления промышленной безопасностью на производствах. При этом, принципы и подходы в организации этих СУПБ будут отнесены к компетенции совета высших органов управления юридических лиц, эксплуатирующих опасные объекты (совет директоров, наблюдательный совет).