О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона Российской Федерации «О недрах»
Федеральный закон от 28 апреля 2023г. № 146-ФЗ (.rtf) «О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона Российской Федерации «О недрах» вносит изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (далее – Закон о недрах).
В соответствии с изменениями, пользование недрами теперь осуществляется при условии выполнения мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
Примерный перечень таких мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Новая обязанность недропользователя внесена в статью 22 Закона о недрах.
Дата опубликования: 28 апреля 2023 года.
Дата вступления в силу: 1 сентября 2023 года
Подписан закон, устанавливающий требования по оснащению системами автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах
Федеральный закон от 28.04.2023 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"
Законом, в частности:
исключена возможность проведения предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на квотируемых объектах, компенсационных мероприятий на таких объектах в случае невозможности достижения квот выбросов в установленные сроки;
установлена обязанность по оснащению системами автоматического контроля стационарных источников выбросов, расположенных на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством РФ;
определен порядок дооснащения уже созданных систем автоматического контроля выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов;
закреплены сроки оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ: до 31 декабря 2025 года в 12 городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов; в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент.
Правительство наделено полномочиями по определению особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, в том числе: по установлению критериев определения источников выбросов загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ; по установлению требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Также документом закреплены особенности осуществления государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28.04.2023 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
С 1 сентября 2024 года периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям будет проводиться в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В отношении лицензиатов, которым лицензии на осуществление указанных видов деятельности были предоставлены до вступления в силу настоящего закона, установлены переходные положения.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
"ГОСТ 22.0.03-2022. Межгосударственный стандарт. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (.rtf)
(введен в действие Приказом Росстандарта от 10.02.2023 N 80-ст
Настоящий стандарт разработан с целью единого понимания терминов и определений в области природных чрезвычайных ситуаций.
Установленные в стандарте термины и определения расположены в систематизированном порядке, отражающем систему основных понятий в области природных чрезвычайных ситуаций.
Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием статьи.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.
Даны разъяснения по некоторым вопросам подготовки проектной документации
Письмо Минстроя России от 29.04.2022 N 19086-ОД/08 "О проведении экспертизы проектной документации"
Сообщается, в частности, что несоответствие проектной документации информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка (в том числе в части ограничений предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, в границах которого проектируется объект капитального строительства) является основанием для подготовки отрицательного заключения экспертизы, поскольку такая проектная документация не отвечает общим требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, в том числе градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.
Таким образом, в случае если градостроительный план выдан ранее чем за три года, застройщику отказывают в выдаче разрешения на строительство, что может повлечь за собой необходимость получения новых технических условий и градостроительного плана земельного участка и, как следствие, корректировки проектной документации.
Подготовлен проект, уточняющий порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
12 мая 2023
Проектом, подготовленным для целей реализации положений законопроекта N 247037-8, предполагается внесение изменений в постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".
Так, уточняется, что одним из лицензионных требований к лицензиату или соискателю лицензии будет являться наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных только абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (для ОПО I и II классов опасности). Соответственно, реквизиты именно таких деклараций должны будут направляться соискателем лицензии в Ростехнадзор одновременно с заявлением о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Планируется, что обновлённые требования начнут применяться с 1 сентября 2023 года.
Экспертная поддержка по вопросам, касающимся промышленной безопасности
12 мая 2023
Профессиональная справочная система "Техэксперт: Промышленная безопасность" - это не только большой массив профессионального контента, но и экспертная поддержка.
Помочь разобраться в сложных рабочих вопросах и изменениях законодательства вам помогут консультации экспертов, которые содержат не просто ответ на вопрос, но и подробное обоснование с отсылкой на нормативно-правовую базу. Перейти к материалам вы можете с главной страницы системы из блока "Вопрос-Ответ", нажав кнопку "Все вопросы".
Ежемесячно в систему "Техэксперт: Промышленная безопасность" включается более 200 консультаций и комментариев. На данный момент в разделе "Комментарии, статьи, консультации по промышленной безопасности" почти 9000 материалов, поэтому вы точно найдете ответ на волнующий вас вопрос!
Ознакомиться с ТОП-10 консультаций апреля можете здесь.
Подготовлен проект, определяющий временные обязательные требования при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и обращении взрывчатых материалов промышленного назначения на территориях новых субъектов РФ
11 мая 2023
Проектом предполагается утверждение временных обязательных требований, применяемых при:
- эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей;
- осуществлении деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Кроме того, в проекте представлены перечни грубых нарушений указанных требований.
Так, например, предусматривается, что организации, осуществляющие эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, обязаны будут:
1) обеспечивать безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, технических устройств, устройств безопасности и автоматизированных систем контроля на ОПО в соответствии с утверждёнными в организации положениями, инструкциями и графиками;
2) обеспечивать эксплуатацию объектов работниками (в том числе руководителями организации или её обособленного подразделения), аттестованными в области промышленной безопасности и имеющими необходимую квалификацию;
3) осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и иметь функционирующую систему управления промышленной безопасностью;
4) иметь декларации промышленной безопасности;
5) иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте;
6) реализовывать ряд иных предусмотренных мероприятий.
При этом грубыми нарушениями указанных требований будут считаться отдельные нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Проект подготовлен в развитие положений постановления Правительства РФ от 24.03.2023 N 463 "О применении на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности".
Планируется, что временные обязательные требования начнут применяться с 1 марта 2024 года.
Ростехнадзором разъяснены особенности осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
3 мая 2023
В письме Ростехнадзора от 23.03.2023 N 09-00-06/1845 отмечено, что:
1. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий должно осуществляться на ОПО I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.
Если организация эксплуатирует ОПО, не входящие в указанный перечень, то планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО не требуется.
2. Требование пункта 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ о том, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (ПАСС) или профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ) договоры на обслуживание, не предусматривает исключений.
При этом указанная норма не содержит каких-либо требований к виду аварийно-спасательных работ.
Подготовлен проект, уточняющий сроки внесения заключений экспертизы промышленной безопасности и деклараций промышленной безопасности в соответствующие реестры
2 мая 2023
Проектом предполагается внесение изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно проекту срок внесения заключения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) в реестр заключений ЭПБ не должен будет превышать:
- 4 рабочих дней - со дня поступления заключения ЭПБ в форме электронного документа;
- 5 рабочих дней - со дня поступления заключения на бумажном носителе.
Аналогичные сроки предусматриваются проектом и в отношении внесения деклараций промышленной безопасности в реестр деклараций.
Планируется, что обновлённые требования начнут применяться с 1 марта 2024 года.