Проектом предлагается утвердить Порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования
Проект Постановления Правительства Российской Федерации (.docx) «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»
При этом лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.
Порядком устанавливаются:
- перечень документов, необходимых для представления для проведения аттестации;
- срок рассмотрения указанных документов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России), который не должен превышать 10 рабочих дней;
- перечень оснований для принятия решения об отказе в аттестации;
- порядок проведения аттестации;
- порядок обжалования решения аттестационной комиссии;
- перечень оснований для аннулирования сертификата эксперта и направления решения об аннулировании.
Согласно Порядку, срок действия электронного сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи. Срок действия электронного сертификата не продлевается, и по его окончании эксперт для выполнения работ по специальной оценке условий труда должен вновь пройти аттестацию в соответствии с данным Порядком.
При этом лицо, сертификат эксперта которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Минтрудом России решения об аннулировании сертификата эксперта.
Разработчик: Минтруд России
Состояние: публичное обсуждение
Дата начала публичного обсуждения: 10 сентября 2021 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 30 сентября 2021 г.
Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 10 сентября 2021 г.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 19 сентября 2021 г.
Внесены изменения в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 405н (.pdf) «О внесении изменений в пункт 28 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 549н»
Основные положения:
- Внесены изменения в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 549н) (далее – Порядок).
Согласно внесенным изменениям, в случае проведения государственной экспертизы условий труда по представлению территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору), проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется по обращениям органов государственной экспертизы условий труда за счет средств федерального бюджета Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, которое обеспечивает рассмотрение указанных обращений, направляет их в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», которое проводит запрашиваемые исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса с оформлением их результатов и предоставлением указанных результатов в обратившийся орган государственной экспертизы условий труда и в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Данное положение применяется в том числе в случае проведения государственными инспекциями труда в том числе на основании заявлений:
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- работодателей, их объединений;
- страховщиков;
- органов исполнительной власти;
- организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).
Указанные исследования проводятся в случае отсутствия нарушений требований п.п. 27, 29 Порядка, предусматривающих следующее:
- в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указано на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников;
- решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой нформации http://www.pravo.gov.ru 13 сентября 2021 г.
Действие: с 24 сентября 2021 г.
Проект постановления правительства РФ «о внесении изменений в положение о федеральной службе по надзору в сфере природопользования»
Проект постановления правительства РФ (.docx)
Проект постановления подготовлен в соответствии с п. 6 Плана-графика подготовки актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с учетом Федерального закона от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
В соответствии с указанными законодательными актами были изменены наименования видов государственного контроля (надзора), осуществляемого Росприроднадзором в пределах установленной компетенции. Кроме того, была уточнена компетенция Росприроднадзора в части приема отчета о результатах производственного экологического контроля от юридических лиц, подведомственным ФСБ России.
Проект Постановления подготовлен в целях приведения Положения о Росприроднадзоре в соответствие с указанными выше законодательными актами.
Дата начала общественного обсуждения - 13 сентября 2021 г.
Планируется вернуть 10 отмененных санпинов
Планируется вернуть 10 отмененных ПЗ (.docx)
Планируется вернуть 10 отмененных (.docx)
Проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 и признании утратившими силу отдельных постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации"
Проектом предусмотрено исключение положений о признании утратившими силу с 01.01.2022 санитарных правил, регламентирующих требования к зонам с особыми условиями использования территории.
ID проекта: 01/02/09-21/00120254
Дата создания: 10 сентября 2021 г.
Разработчик: Роспотребнадзор
Источник новости: regulation.gov.ru
суждения - 27 сентября 2021 г.
Источник новости: regulation.gov.ru
Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" в части верификации отчетов о выбросах парниковых газов"
подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/08-21/00119816
не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.08.2021
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" в части верификации отчетов о выбросах парниковых газов" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N ВА-П11-8081, данного на основании поручения Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N Пр-1004.
В настоящее время общее регулирование выбросов парниковых газов определено Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон N 296-ФЗ). Данным федеральным законом введена верификация только результатов климатических проектов, однако возможность проведения верификации отчетов о выбросах парниковых газов не установлена.
С марта нужно будет соблюдать новые правила оснащения старых зданий противопожарными системами
Правительство утвердило требования к оснащению ряда объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Документ касается, например, зданий и помещений, введенных в эксплуатацию до 29 апреля 2009 года включительно (т.е. до вступления в силу Техрегламента о требованиях пожарной безопасности).
Новые требования начнут действовать 1 марта 2022 года. Их будут применять вместо следующих документов:
- Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03);
- Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).
Рассмотрим, что изменилось по сравнению с этими нормами.
Так, если площадь здания или помещения превышает нормативный показатель максимум на 5%, его можно оборудовать сигнализацией без автоматических установок пожаротушения. Речь идет о показателе, от которого зависит оснащение объекта одной или двумя этими системами.
Кроме того, здания, сооружения и помещения разрешат не оборудовать данными установками, если выполняется одно из условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То же касается ситуаций, когда обеспечена безопасная эвакуация.
Утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Основные положения:
- Данный документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Технического регламента, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения.
Согласно Требованиям, объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с утвержденными вместе с данными Требованиями:
- Критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения;
- Критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения;
- Критериями оснащения установками пожаротушения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения;
- Критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения.
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 сентября 2021 г.
Действие: с 18 сентября 2021 г.
Документ: Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464
Определены критерии информации о ЧС природного и техногенного характера
21 Сентября 2021
Приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 определены критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Критерии выделены применительно к:
1) техногенным чрезвычайным ситуациям (ЧС), среди которых:
- транспортные аварии;
- взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушения (обрушения) в зданиях и сооружениях;
- аварии на системах жизнеобеспечения;
- аварии с выбросом и сбросом опасных химических веществ;
- аварии с разливом (выбросом) нефти и нефтепродуктов;
- некоторые иные аварии;
2) природным ЧС, к которым отнесены:
- опасные геофизические, геологические и метеорологические явления;
- опасные явления в лесах;
- космические опасности;
- биологическая опасность;
- некоторые иные виды опасных явлений.
Так, например, критериями отнесения события к ЧС в случае с авариями с разливом (выбросом) нефти и нефтепродуктов будут выступать:
1) разлив (выброс) нефти (нефтепродуктов) на сухопутной части территории в объеме 5 т и более;
2) загрязнение водного объекта (внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также поверхностные и подземные водные объекты) нефтью (нефтепродуктами) в объеме 1 т и более;
3) загрязнение водного объекта источника питьевого водоснабжения в границах 1, и (или) 2, и (или) 3 поясов зоны санитарной охраны.
Минэкономразвития и бизнес представили замечания к законопроекту «О промышленной безопасности»
21 Сентября 2021
Минэкономразвития подготовило оценку регулирующего воздействия на законопроект Ростехнадзора «О промышленной безопасности». Документ опубликован в телеграм-канале RISKNEWS. Законопроект, в частности, получил замечания от министерства по вопросам организации технического диагностирования, требований к работникам опасных объектов, а также проведения аудита систем промышленной безопасности.
АУДИТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Один из пунктов законопроекта, раскритикованный министерством – требование о добровольном аудите системы управления промышленной безопасностью, который проводится для сокращения периодичности плановых проверок. Сейчас создание системы управления промбезопасности обязательно для опасных объектов I и II класса опасности, для других категорий и передвижных технических устройств - добровольно.
Министерство отмечает, что в законопроекте не установлена периодичность проведения аудита. «Из редакции статьи 24 законопроекта не представляется возможным определить необходимую периодичность проведения аудита, полагая, что представление одного положительного заключения аудита для проведения последующих планово проверок не чаще чем один раз в 5 лет будет недостаточно»,- пишет министерство.
«Считаем целесообразным доработать редакцию части 8 статьи 24 законопроекта, указав, что для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО I, II и III классов опасности, представивших положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасностью за период, следующий после проведения последней плановой проверки, проверки (…), до 1 июля текущего года, плановые проверки не проводятся в течение 5 лет», - говорится в документе.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТАХ
Минэкономразвития посчитало трудновыполнимым требование к компаниям, эксплуатирующим ОПО, о предотвращении свободного доступа к опасному объекту посторонних лиц, если он является линейным объектом, а не производственной промышленной площадкой. По мнению ведомства, обеспечить это требование невозможно.
Министерство отмечает, что по состоянию на 2020 год, система трубопроводного транспорта в России превышает 285 тыс. км. Поэтому ограничить доступ к таким объектам, также как и к землям, расположенным над и под поверхностью трубопроводов невозможно.
Также в законопроекте Ростехнадзор предлагает обязать эксплуатантов ОПО для локализации и ликвидации аварий создавать системы наблюдения, оповещения, связи поддержки действий в случае аварии. Минэкономразвития убеждено, что это требование «затруднительное и избыточное» для линейных объектов. «Например, когда обнаружение аварий на ОПО производится автоматизированными системами управления технологическими процессами с функциями противоаварийной защиты. Так , создание систем оповещения на линейной части линейно протяженных объектов ( магистральных трубопроводах , ЛЭП , и т.п. ) не имеет практического смысла, поскольку там некого оповещать. Представляется целесообразным в проектируемом требовании предусмотреть, что эксплуатант ОПО обязан создавать системы наблюдения , оповещения , связи и поддержки действий в случае аварии в соответствии с федеральными нормами и правилами , которые в свою очередь устанавливают дифференцированные требования к площадочным и линейным объектам ОПО»,- отмечают в ведомстве.
ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Ростехнадзор предлагает обязать компании предоставлять уполномоченной службе и ее территориальным органам (к которым сейчас относится ведомство – прим.ред.) информацию о количестве и характере инцидентов, аварий, причинах их возникновения и принятых мерах. Минэкономразвития считает такую меру избыточной, потому что таким образом компании придется сообщать о любом повреждении, даже о самом незначительном. «Например, согласно ТР (техрегламенту - прим.ред.) о безопасности ЗиС, строительная конструкция - часть ЗиС, выполняющая определенные несущие, ограждающие и или эстетические функции. То есть, если у ЗиС треснула или упала облицовочная плитка , просверлено отверстие стене, указанные повреждения конструкции Зис могут быть квалифицированы как инцидент, о котором необходимо сообщать в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы, что безусловно представляется избыточным, так как подобные повреждения не несут в себе рисков возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей», - подчеркивает Минэкономразвития.
Также разработчики предлагают установить обязательство для эксплуатантов ОПО предоставлять информацию о количестве опасных веществ, которые получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются на опасных объектах, по письменному запросу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Минэкономразвития обратило внимание, что эта информация содержит сведения, имеющие ограниченный доступ в рамках антитеррористической защиты. «Свободный доступ посторонних лиц к такой информации будет противоречить нормам антитеррористической защищенности и безопасности объектов топливно - энергетического комплекса»,- считают в министерстве.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
Ростехнадзор предлагает в два раза сократить срок, после которого техническое устройство подлежит техническому диагностированию. Минэкономразвития не поддержало это предложение. Согласно действующим правилам, решение о продлении срока службы технического устройства принимается по результатам экспертизы промышленной безопасности за одним исключением - если в технической документации отсутствуют данные о сроке службы или назначенном ресурсе такого ТУ, диагностирование проводится, если фактический срок его службы превышает 20 лет. Ростехнадзор предлагает сократить этот срок до 10 лет.
Министерство обращает внимание, что Ростехнадзор не обосновал увеличение частоты проведения техдиагностирования. «Таким образом, без представления соответствующих статистических данных выявления неисправности указанных технических устройств, приводящих к аварийности ОПО, указанное изменение не может быть поддержано»,- добавили в Минэкономразвития.
Законопроект также содержит требование о проведении диагностики, испытания, освидетельствования в отношении зданий и сооружений (ЗиС). По мнению Минэкономразвития, это «вступает во внутренние противоречия с иными требованиями законопроекта, так как диагностика освидетельствование применимы исключительно ТУ и ПТУ по определению, а в отношении ЗиС проводится только обследование технического состояния». Поэтому, по мнению министерства, Ростехнадзор устанавливает невыполнимые требования в отношении ЗиС.
ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ
Минэкономразвития при доработке законопроекта просит уточнить понятие инцидента, в том числе при определении условий при которых обоснованной мерой будет являться приостановка участниками работы на ОПО. В текущей редакции законопроекта Ростехнадзор планирует обязать работников опасного производственного объекта приостанавливать работу в случае инцидента на ОПО. По мнению Минэкономразвития, это создает дисбаланс между соблюдением требования и реальным риском причинения вреда. «Таким образом, считаем необходимым уточнить понятие «инцидент», в том числе части условий, при которых обоснованной мерой будет являться приостановка участниками регулирования работы на ОПО»,- говорится в отзыве Минэкономразвития.
Еще одна из статей законопроекта предполагает, что работники, связанные с проектированием, строительством, эксплуатацией , реконструкцией, капитальным ремонтом , техническим перевооружением , консервацией и ликвидацией ОПО , а также изготовлением , монтажом , наладкой , обслуживанием и ремонтом технических устройств, обязаны не реже раз в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Минэкономразвития посчитало такую обязанность «безальтернативной» и отметило, что эта норма возлагает на указанных работников равные обременения. «Например, работник, осуществляющий строительство ОПО, и работник, осуществляющий обслуживание ТУ, становятся равно обязанными получить ДПО и пройти аттестацию. Однако у данных работников явным образом существенная разница в уровне прогнозируемого риска от их профессиональной деятельности», - подчеркивает министерство.
Критике министерства подвергся пункт, в котором предлагается обязать компании заключать договоры с профессиональными аварийно—спасательными службами на обслуживание ОПО, чтобы обеспечить готовность к локализации и ликвидации последствий аварии. «Таким образом, альтернатива права создания собственной профессиональной аварийно - спасательной службы профессионального аварийно - спасательного формирования либо заключения с указанными организациями договора отсутствует, что может расцениваться как ограничение для эксплуатанта ОПО при том, что защита охраняемой законом ценности может быть равным образом обеспечена в изложенных альтернативных случаях», - пишет министерство. Минэкономразвития просит уточнить этот пункт, чтобы избежать «необоснованных ограничений».
МНЕНИЕ БИЗНЕСА
Бизнес также представил свои замечания по законопроекту.
В июле Минэкономразвития провело консультации с бизнесом. Министерство отмечает, что запросило позицию у 73 организаций, в итоге поступило 19 отзывов, 15 из которых были отрицательными.
Отрицательные отзывы дали Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, ГК «Нижегородский масло-жировой комбинат», организация «Деловая Россия», «Сургутнефтегаз», «Т-Плюс», «Роснефть», «Северсталь», «СИБУР», «Алроса», «Полиметалл», «РусГидро», «Норникель», «Уральская Горно-Металлургическая компания». Компании обратили внимание на «неопределенность и необоснованность» устанавливаемого законопроектом выбора варианта предлагаемого правового регулирования. Афипский НПЗ, «РуссНефть», «ТАИФ» и «Татнефть» не имеют замечаний к законопроекту. Отзывы компании, как отмечает министерство, обращали внимание на «неопределенность и необоснованность устанавливаемого законопроектом выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также на проблемы и негативные эффекты, вызванные указанными факторами».