Разъяснен новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Письмо Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 (.rtf)
Сообщается о вступлении в силу совместного Приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 и Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" взамен аналогичного Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
К категориям работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя, относятся, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Перечислены основания включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров.
Установлен новый порядок организации и осуществления мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (.pdf) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.
Объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Предусмотрена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска.
Определены виды профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), а также виды контрольных (надзорных) мероприятий. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 июня 2023 года.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Вопрос: О применении терминов "техника безопасности" и "охрана труда" в целях обеспечения безопасности работников в процессе трудовой деятельности
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение и сообщает, что определение термина "техника безопасности" содержится только в "ГОСТ 12.0.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения", введенном в действие приказом Росстандарта от 19 октября 2015 г. N 1570-ст.
Согласно указанному межгосударственному стандарту техника безопасности - вид деятельности (система организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов) по обеспечению безопасности любой деятельности человека, в том числе и трудовой деятельности.
В данном стандарте содержится пояснение к указанному определению, что с позиции охраны труда под термином "техника безопасности" понимается защита наемных работников и лиц, приравненных к ним, от воздействия опасных производственных факторов, являющаяся одной из основных частей охраны труда в целом.
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано определение охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Исходя из изложенного термины "техника безопасности" и "охрана труда" не являются тождественными, в связи с чем применительно к вопросам обеспечения безопасности работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности полагаем целесообразным руководствоваться терминами и определениями, приведенными в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации.
Замечания в положительном заключении ГЭЭ – "вредные советы"
С начала текущего года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 г. № 1796 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы".
20 марта 2021 г. вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 г. № 923 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".
Ни Положение, ни Административный регламент не предусматривают возможность включения замечаний либо предложений в положительное заключение ГЭЭ.
В свою очередь, отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
Включение выводов о необходимости доработки материалов в состав отрицательного заключения ГЭЭ представляется обоснованным. Проектную документацию следует доработать, поэтому рекомендации по ее доработке излишними не будут.
Однако в случае, если экспертная комиссия ГЭЭ признала, что:
- рассмотренная ею документация позволяет установить соответствие либо несоответствие намечаемой деятельности требованиям законодательства в области охраны окружающей среды;
- намечаемая деятельность соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, то весьма странно выглядят указания на необходимость доработки материалов и/или какие-либо рекомендации.
При этом правоприменительная практика часто не обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрены:
- необходимость включения рекомендаций в заключение по объекту государственной экологической экспертизы;
- возможность указания рекомендаций в заключении по объекту государственной экологической экспертизы;
- необходимость либо обязанность исполнения рекомендаций, которые указаны в заключении по объекту государственной экологической экспертизы.
С точки зрения установленного порядка проведения ГЭЭ6 выводы о доработке материалов могут содержаться только в отрицательном заключении ГЭЭ.
Однако специалистом экологических служб хорошо известно, что правоприменительная практика далеко не всегда идет по правовому пути.
При этом стоит понимать, что доработка проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ (даже если такая доработка была проведена по рекомендациям (замечаниям), содержащимся в положительном заключении ГЭЭ), с большой долей вероятности, потребует проведения "повторной" ГЭЭ, так как на основании п. 5 ст. 18 ФЗ "Об экологической экспертизе":
- положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу [в том числе] в случае доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы.
Источник новости: t.me/ecologyLawyer
Промышленников хотят обязать устанавливать датчики на опасных объектах
Правительство хочет обязать промышленников устанавливать за свой счёт на опасных производственных объектах оборудование для контроля безопасности — камеры, датчики, устройства пожарной безопасности, газоанализаторы и другие.
Такая норма содержится в законопроекте «О системе «Безопасный город», который планируется внести в Госдуму осенью.
Речь идёт о производствах, аварии на которых могут причинить вред не только сотрудникам, но и находящимся поблизости жителям и компаниям, а также экологии. К ним относятся нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие производства, предприятия химической, металлургической, лакокрасочной промышленности и другие.
По информации Ростехнадзора, в России порядка 176 тысяч таких объектов. Устройства для контроля безопасности будут в реальном времени передавать данные в «Безопасный город». Предполагается, что закупать их промышленники должны будут на базе реестра отечественного оборудования, который курирует Минпромторг России. В министерстве считают, что это позволит стимулировать спрос на микроэлектронику российского производства.
В Правительстве Российской Федерации заявили, что, если на объектах будут установлены такие датчики, это позволит сократить число очных проверок и снизить коррупционную составляющую. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» разрабатывается с 2014 года, он собирает информацию о происшествиях из разных систем, включая видеофиксацию.
За всё время проекта на создание АПК из региональных бюджетов выделили более 16 миллиардов рублей, совокупные расходы на создание систем безопасности разного уровня превысили 150 миллиардов рублей. Предлагается внести корреспондирующие изменения
в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Проект Постановления Правительства Российской Федерации (.docx) «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в законодательные акты, проектом предлагается внести корреспондирующие изменения в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401), а именно:
- передать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) полномочия по определению органа государственного регулирования промышленной безопасности;
- исключить обязанность по утверждению порядка проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
- установить, что требования энергосбережения и энергоэффективности, содержащиеся в указанных подпунктах, проверяются Ростехнадзором в рамках федерального государственного энергетического надзора;
- изменить наименование заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
- утвердить полномочия Ростехнадзора по участию в проведении приемочных испытаний взрывчатых веществ и изделий на их основе в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012).
Разработчик: Ростехнадзор
Состояние: общественное обсуждение, антикоррупционная экспертиза
Дата начала общественного обсуждения: 20 июля 2021 г.
Дата окончания общественного обсуждения: 3 августа 2021 г.
Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 20 июля 2021 г.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 26 июля 2021 г.
"ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента"
"ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента" (.rtf)
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.04.2021 N 261-ст)
С момента публикации второго издания стандарта в 2011 г. выпущен ряд новых стандартов на системы менеджмента, многие из которых имеют общую структуру, идентичные основные требования и общие термины и определения. В результате возникла необходимость рассмотреть расширенный подход к проведению аудита систем менеджмента, а также предоставить организациям руководящие указания более общего характера. Результаты аудита могут обеспечить входные данные для аналитической стороны бизнес-планирования, а также могут внести вклад в определение потребностей в улучшении и деятельности.
Аудит можно проводить по целому ряду критериев, взятых в отдельности или в сочетании, включая, но не ограничивая, следующие:
- требования, определенные в одном или нескольких стандартах на системы менеджмента;
- политики и требования, установленные соответствующими заинтересованными сторонами;
- законодательные и нормативные правовые требования;
- один или несколько процессов системы менеджмента, определенные организацией и другими сторонами;
- план(ы) системы менеджмента, касательно обеспечения конкретных результатов системы менеджмента (например, план качества, план проекта).
Настоящий стандарт обеспечивает руководящие указания для организаций всех размеров и типов и для аудита различных областей и масштабов, включая аудиты, выполняемые большими аудиторскими группами, обычно для более крупных организаций, а также аудиты, выполняемые одним аудитором как для мелких, так и для крупных организаций. Эти руководящие указания следует адаптировать по области, сложности и масштабу программы аудита.
Данный стандарт уделяет особое внимание "внутренним аудитам" (аудит первой стороны) и аудитах, проводимых организациями у своих внешних поставщиков и иных внешних заинтересованных сторон (аудиты второй стороны).
Внесены изменения в Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2021 г. № 1173 (.pdf) «О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство»
Основные положения:
В Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816) внесены изменения, предусматривающие, что при строительстве, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, получение разрешения на строительство не требуется.
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14 июля 2021 г.
Действие: с 14 июля 2021 г.
Бизнес пожаловался главе роспотребнадзора на задержку установления санитарных зон
Бизнес попросил Роспотребнадзор оптимизировать систему рассмотрения заявок промышленных предприятий на установление санитарно-защитных зон (СЗЗ) для строящихся объектов: в настоящее время принятие решения по этому вопросу для объектов 1 и 2 класса опасности затягиваются на срок до года и более, что может приводить к задержкам в реализации проектов в промышленности, указывается в письме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в адрес руководителя надзорного ведомства Анны Поповой.
«В настоящее время для начала строительства и последующего осуществления производственной деятельности промышленных компаний различных отраслей экономики необходимо установление санитарно-защитных зон... Решение об установлении, изменении или прекращении СЗЗ либо об отказе с мотивированным обоснованием Роспотребнадзор должен принимать в срок, не превышающий 15 рабочих дней, - отмечается в письме со ссылкой на утвержденные постановлением правительства правила установления СЗЗ, - на практике заявления об установлении или изменении СЗЗ для объектов 1 и 2 классов опасности рассматриваются Роспотребнадзором до года»
РСПП добавляет, что и через год ведомство может отказать из-за выявленных в заявке несоответствий, что приводит к необходимости повторной подачи документов и «непрогнозируемому увеличению сроков установления СЗЗ»
На эту процедуру в итоге уходит больше времени, чем на государственную экологическую экспертизу и госэкспертизу проектной документации. Ситуация усугубилась после реформирования ведомства, когда рассмотрением первичных и доработанных заявок стали заниматься разные специалисты, указано в письме.