Госдума приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов
Госдума на пленарном заседании во вторник приняла во втором и сразу в третьем, окончательном чтении законопроект об ограничении выбросов парниковых газов и введении углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Документ внесло в Думу правительство в феврале. Как отмечают авторы инициативы, отсутствие законодательного урегулирования вопросов ограничения выбросов парниковых газов «сужает перспективы вхождения РФ в группы экономических, технологических и экологических лидеров на мировом и региональном уровнях и активное международное сотрудничество в этих сферах». В связи с этим проект предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти.
Ко второму чтению профильный комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды уточнил, что юридические лица и индивидуальные предприниматели будут относиться к регулируемым на основании критериев, устанавливаемых правительством РФ. Под регулирование попадут крупнейшие эмитенты выбросов парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тыс. тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким компаниям нужно будет с 1 января 2023 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые вырабатывают 50 тыс. тонн углекислого газа в год и более, подпадут под регулирование с 1 января 2024 года. Отчеты о выбросах парниковых газов они должны будут предоставлять с 1 января 2025 года. Отчеты должны будут предоставляться до 1 июля года, следующего за отчетным, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок и форму отчета установит правительство.
Углеродные единицы и реестр выбросов
Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов». Он будет установлен правительством в масштабе экономики РФ с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны. Законопроект предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения.
В рамках механизма проектной деятельности в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов. Как отмечали авторы инициативы, углеродные единицы станут новой категорией имущественных прав. Под ними предлагается понимать верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа.
Документ также предполагает создание реестра выбросов парниковых газов для их государственного учета. Это будет государственная информационная система, вести которую будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок создания и ведения реестра установит правительство.
Источник:ССПЭБ
Доклад об оценке применения в 2021 г. нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (в соответствии с п. 3 Плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах на 2021 г.)
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен доклад (.docx) об оценке применения в 2021 г. нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (в соответствии с п. 3 Плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах на 2021 г. (утв. Минэкономразвития России от 16 февраля 2021 г.)
Согласно докладу, оценке применения в 2021 г. (в части контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения) подлежали:
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899».
В докладе отмечено, что Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации планируется заказ научно-исследовательской работы по формированию подходов к определению размеров ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из необходимости усиления их стимулирующей роли и обеспечения сопоставимости с размером затрат на реализацию природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов производства и потребления. С учетом влияния предлагаемых изменений на размер издержек субъектов регулирования планируется установить переходный период для введения положений о повышении размеров ставок платы.
Разработчик: Минприроды России
Состояние: публичное обсуждение
Дата начала публичного обсуждения: 1 июня 2021 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 29 июня 2021 г.
Внесены изменения в Методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2021 г. № 333 (.pdf) «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»
Основные положения:
Внесены изменения в Методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118) (далее – Методика), в соответствии с которыми:
- уточнен понятийный аппарат в части таких понятий как фоновое состояние водного объекта, условных фоновых концентраций, природных факторов;
- в связи с утратой силы с 1 марта 2021 г. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» (далее – СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5), ссылки на СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 заменены на СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- исключен п. 7 действующей Методики, поскольку аналогичная норма не предусмотрена Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- устранены опечатки в формуле (14) действующей Методики;
- Методика дополнена новым приложением - образцом предоставления сведений о фактическом сбросе.
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 июня 2021 г.
Действие: с 1 сентября 2021 г.
В первом чтении принят законопроект об усилении ответственности за нефтеразливы
Государственная Дума 1 июня 2021 г. одобрила в первом чтении предложенные Минприроды России изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования.
Как отметил Министр природных ресурсов России Александр Козлов: «Основная цель законопроекта - не наказывать хозяйствующие субъекты, а помогать им не нарушать требования законодательства, что в интересах самих же компаний. Как показала экологическая катастрофа в Норильске, ликвидировать последствия нефтеразливов в разы дороже, чем их заблаговременно предотвращать».
Сегодня действующее законодательство обязывает компании иметь утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, финансовое обеспечение профилактических и ликвидационных мероприятий. Недропользователи должны также оповещать соответствующие органы о факте нефтеразлива. Однако, компании зачастую не делают то, что обязаны, создавая риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Чтобы усилить ответственность компаний, предлагается из общего порядка выполнения требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделить требования по нефтеразливам в отдельный блок, дополнив КоАП новой статьей 8.48, предусматривающей ответственность недропользователей за нарушения обязательств.
Также вводится ответственность за невыполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных контрольно-надзорными органами.
Соблюдение недропользователями установленных правил существенно повысит экологическую безопасность.
Источник:ССПЭБ
С 1 сентября 2021 г. сократится число обязательных требований в сфере строительства
Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (.rtf) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985"
Утвержден новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985.
Настоящее постановление действует до 1 сентября 2027 г.
Источник:ССПЭБ