Декларация соответствия условий труда станет бессрочной
В правительстве рассматривается законопроект, который делает бессрочными декларации работодателей о том, что рабочее место соответствуют нормативам охраны труда. Это значит, что не придется каждые пять лет доказывать, что оно не является вредным производством. Инициативу рассмотрела подкомиссия по совершенствованию надзорных функций при правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что подготовленный законопроект упрощает работодателям систему проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, при этом сохраняются гарантии социальной защиты сотрудников.
«Суть проводимой регуляторной гильотины - в отмене избыточных требований, которые создают дополнительные барьеры и затрудняют работу бизнеса», - пояснил Владимир Груздев.
Он рассказал, что специальная оценка условий труда помогает выявить вредные производства и установить степень влияния различных факторов на здоровье сотрудников.
Если производство является вредным, предусмотрены различные социальные гарантии для сотрудников, а также определенные ограничения для работодателей.
«Если опасные производственные факторы не выявлены, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. По действующему закону такая декларация действительна в течение пяти лет», - отметил председатель Правления АЮР.
Он объяснил, что каждые пять лет работодателям приходится проводить специальную оценку и подавать декларацию без наличия веских причин: условия труда в компании не меняются.
«Возникает избыточная процедура. Не вызывает сомнения необходимость защиты здоровья сотрудников, однако предпринимаемые меры должны быть разумными и обоснованными. Законопроект предлагает сделать подобные декларации бессрочными. Специальная оценка условий труда будет проводиться один раз, если условия на декларируемых рабочих местах не изменились», - рассказал председатель Правления АЮР.
Он подчеркнул: если в ходе проверок будут выявлены нарушения нормативных требований охраны труда или у сотрудника обнаружится профессиональное заболевание, вызванное вредными факторами, - будет прекращено действие декларации и проведена внеплановая оценка условий труда.
О признании утратившими силу ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере охраны труда
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 853 (.pdf) «О признании утратившими силу ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере охраны труда»
Внесены изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2020 г. № 213н (.pdf) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
Основные положения:
Внесены изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н) в целях приведения вышеуказанных нормативных правовых актов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствие с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Указанными изменениями предусмотрено, что:
организация, проводящая специальную оценку условий труда (далее – СОУТ), до начала выполнения работ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора, обязана получить идентификационный номер предстоящей СОУТ и сообщить его работодателю. Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется, в том числе, путем изучения представляемых работодателем:
индивидуальный номер рабочего места при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места;
результаты проведения СОУТ должны быть оформлены в виде отчета, титульный лист которого должен содержать идентификационный номер.
результатов, полученных при осуществлении производственного контроля за условиями труда (при наличии);
результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
Отчет должен быть утвержден председателем комиссии по проведению СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.
Необходимые изменения внесены также в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 549н, и Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2015 № 843н).
Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 августа 2020 г.
С ноября 2020 года официальные разъяснения надзорных органов получат правовой статус
В новом ключевом законе о контрольной и надзорной деятельности введены понятия "Официальные разъяснения обязательных требований" и "Руководства по соблюдению обязательных требований".
Официальные разъяснения обязательных требований дают федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов исключительно в целях пояснения их содержания. При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями.
Руководства по соблюдению обязательных требований включают в себя пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. При этом руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
И те и другие документы утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти и не могут устанавливать новые обязательные требования.
И самое главное: деятельность лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований и руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
Таким образом, если сейчас разъясняющие письма носят рекомендательный характер, подписываются разными должностными лицами надзорного органа, отражают просто их мнение на текущий момент, и в суде не имеют никакой юридической силы, то с ноября такие разъяснения будут издаваться официально, подписываться руководителем и иметь правовой статус.
Полный текст ФЗ здесь Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Действие: с 1 сентября 2020 г.