Расчет выбросов в атмосферный воздух: дополнен перечень методик
Расчет выбросов в атмосферный воздух: дополнен перечень методик
Обновился перечень методик расчета (.docx) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Распоряжением Минприроды России от 01.10.2025 N 35-р в перечень внесены следующие методики:
- Методика по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от аппаратных дворов предприятий ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербург, 2025;
- Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от градирен предприятий ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербург, 2025;
- Методика по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками при выполнении сварки, резки и родственных процессов, 2025.
Напоминаем, что для определения показателей выбросов от стационарных источников расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов, который формируется и ведется Минприроды России (п.29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871).
Источник:
https://www.mnr.gov.ru/docs/
Утвержден новый перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках государственного строительного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности
Утвержден новый перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках государственного строительного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности
Приказ Ростехнадзора от 11.04.2025 N 136 (.docx)
"О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности"
Перечень включает в себя в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Расширены полномочия Ростехнадзора
Расширены полномочия Ростехнадзора
Постановление Правительства РФ от 03.10.2025 N 1533 (.docx)
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401"
Так, Ростехнадзор наделен полномочиями по утверждению:
- порядка подтверждения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики комиссиями, формируемыми Ростехнадзором;
- порядка ведения реестра заключений экспертизы промышленной безопасности;
- порядка ведения реестра деклараций промышленной безопасности.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Об утверждении национального стандарта Российской Федерации
Об утверждении национального стандарта Российской Федерации
Утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31022-2025 "Менеджмент риска. Руководство по менеджменту правовых рисков", идентичный международному стандарту ИСО 31022:2020 "Менеджмент риска. Руководство по менеджменту правовых рисков", с датой введения в действие 1 марта 2026 г.
Введен впервые.
Разъяснены особенности подготовки планов ликвидации разливов нефти
13 Октября 2025
В письме Росприроднадзора от 24.09.2025 № ВЧ-09-05-33/43957 указано, что требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определены пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, а критерии объектов, эксплуатация которых требует наличия планов, - пунктами 4 и 7 Правил. При этом соблюдение предусмотренных условий позволит разработать один план в отношении нескольких объектов.
Кроме того, отмечено, что принадлежность рассматриваемых объектов к ОПО сама по себе не обязывает разрабатывать план. Вместе с тем указанные планы могут включать несколько объектов ОПО.
Следует учитывать, что положения Правил применяются в отношении организаций, эксплуатирующих объекты, расположенные на сухопутной части и поверхностных водных объектах, за исключением морей.
Аналогичные выводы сделаны в письме Росприроднадзора от 19.09.2025 № ВЧ-09-05-34/43535.
В свою очередь, в письме Минэнерго России от 26.09.2025 № 05-5174 разъяснено, что планы могут являться составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством о недрах и градостроительной деятельности и на которую получено заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). При этом Росприроднадзор может направить в адрес эксплуатирующей организации замечания к плану, представленному на рассмотрение и согласование.
Наконец, в письме Минстроя от 17.09.2025 № 26070-ОГ/08 отмечено, что заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которое оформляется по результатам проведения комплексных учений, должно выдаваться комиссией, сформированной территориальным органом МЧС России.
Ростехнадзором подготовлен перечень распространённых нарушений обязательных требований за 6 месяцев 2025 года
9 Октября 2025
В перечне часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Ростехнадзора за 6 месяцев 2025 года представлены сведения о нарушениях, выявленных при осуществлении:
1) госнадзора в области промышленной безопасности в отношении:
- объектов горнорудной и нерудной промышленности;
- объектов ведения взрывных работ;
- объектов металлургических производств;
- объектов котлонадзора и объектов, на которых эксплуатируются подъёмные сооружения (ПС);
- предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
- взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья;
- объектов транспортирования опасных веществ;
- предприятий химического комплекса;
- объектов магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа;
- объектов газораспределения и газопотребления;
- объектов нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, а также объектов нефтепродуктообеспечения;
- угледобывающих организаций;
2) лицензионного контроля за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ);
3) госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), за исключением судоходных и портовых ГТС;
4) горного надзора;
5) госнадзора в области использования атомной энергии, включая вопросы госстройнадзора на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ);
6) госконтроля (надзора) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах;
7) госэнергонадзора;
8) госстройнадзора и госнадзора за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Так, например, в числе часто встречающихся нарушений на объектах котлонадзора выделены:
- предоставление недостоверной информации в сведениях, характеризующих опасный производственный объект (ОПО);
- отсутствие паспортов на оборудование, работающее под избыточным давлением (ОРПД);
- непроведение в установленные сроки ЭПБ технических устройств, зданий и сооружений;
- невыполнение в установленный срок мероприятий по результатам ЭПБ;
- невыполнение предписаний Ростехнадзора;
- неисполнение обязанности по постановке ОРПД на учёт в Ростехнадзоре;
- эксплуатация ОПО без получения или переоформления соответствующей лицензии;
- ряд иных нарушений.
В отношении ОПО определена периодичность проведения обязательных профвизитов
8 Октября 2025
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2025 № 1511 предусмотрено, что обязательные профилактические визиты должны проводиться с периодичностью:
1) не более одного профвизита в 3 года - для объектов контроля, отнесённых к категории значительного риска, и ОПО III класса опасности;
2) не более одного профвизита в 5 лет - для объектов контроля среднего риска и ОПО IV класса опасности;
3) не более одного профвизита в 6 лет - для объектов контроля умеренного риска.
Отдельно отмечено, что периоды проведения обязательных профвизитов должны исчисляться с момента принятия Ростехнадзором или иным уполномоченным органом решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска или присвоения ОПО класса опасности.