Роструд представил разъяснения обязательных требований трудового законодательства
Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства (.rtf) (утв. Приказом Роструда от 13.05.2022 N 123)
Документ содержит разъяснения по многим вопросам. Среди них в том числе: испытательный срок при приеме на работу; трудовой договор; перевод на другую работу; порядок прекращения срочного трудового договора с беременной женщиной; сверхурочная работа; сокращенное рабочее время; время отдыха (все виды перерывов, выходных, отпусков); удержания из заработной платы; отстранение от работы; привлечение работника к дисциплинарной ответственности; направление в командировки; гарантии беременным женщинам и женщинам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет; работа вахтовым методом; труд инвалидов; труд несовершеннолетних; гарантии и компенсации работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работа совместителей; особенности регулирования труда дистанционных работников и другое.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 № 1173 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Постановлением Правительства Российской Федерации вносятся изменения в:
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400);
- Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219);
Согласно указанным изменениям, Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции следующие полномочия, согласно которым:
- ведет реестр производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности (далее - отдельные производственные объекты);
- осуществляет расчет размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации (компенсационный платеж);
- осуществляет выдачу заключений о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, осуществляемых при консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, плану мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее - план мероприятий);
- осуществляет выдачу заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды»;
- осуществляет проверку сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, на предмет обоснованности ее определения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, в том числе при внесении изменений в план мероприятий, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Кроме того, Минприроды России также принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- форму и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности;
- форму и содержание заключения о соответствии плану мероприятий, указанному в предыдущем абзаце.
Дата опубликования: 1 июля 2022 г.
Приказом утверждается Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 марта 2022 г. № 139 (.rtf) «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Устанавливается, что Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – подсистема ФГЭН РСЧС).
Подсистема ФГЭН РСЧС объединяет органы управления, силы и средства центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам, их соответствующих филиалов, а также дирекций по техническому обеспечению надзора на море и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основной целью деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств по предупреждению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба, наносимого окружающей среде Российской Федерации в результате чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора.
Основными задачами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:
- обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
- разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты населения территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС;
- осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.
К функциям подсистемы ФГЭН РСЧС, определяемым в соответствии со сферой деятельности Росприроднадзора, также включаются следующие мероприятия:
- изучение источников чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
- осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций) на объектах ФГЭН;
- сбор, обработку и представление информации в соответствующие органы управления РСЧС о состоянии источников чрезвычайных ситуаций, угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.
Дата опубликования: 30 июня 2022 г.
Дата вступления в силу: 11 июля 2022 г.
а вступления в силу: 1 сентября 2023 г. (за исключением абз. 2 п. 1 Изменений, который вступает в силу 1 марта 2035 г.)
Уточнены полномочия Минприроды России и Росприроднадзора при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 N 1173 (.rtf) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Минприроды России уполномочено самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты:
- форму и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, объектами размещения отходов I и II классов опасности;
- форму и содержание заключения о соответствии указанному плану мероприятий.
Росприроднадзор же, в частности, уполномочен с 1 марта 2035 года осуществлять ведение реестра производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в соответствующий реестр, объектами размещения отходов I и II классов опасности.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
О разъяснении норм законодательства в области пожарной безопасности
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 17.06.2022 N ИВ-117-2569-12-1 (.rtf) "О разъяснении норм законодательства в области пожарной безопасности"
Сообщаем, что согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - ППР), руководитель организации должен организовать ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты с внесением результатов проверки, водоотдачи внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения (п. 48), укомплектованности пожарных кранов (рукава, ручные пожарные стволы, пожарные запорные клапана, водокольцевые катушки) (п. 50).
Согласно ГОСТ Р 59643-2021 "Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (далее - ГОСТ Р 59643-2021):
1. Работы по техническому обслуживанию фиксируют в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию ВПВ (п. 6.2.6);
2. Результаты испытаний клапанов пожарных кранов фиксировать в журнале испытаний (п. 7.1.2);
3. Результаты испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу вносят в рабочий журнал испытаний (п. 7.3.8.12).
Требования пунктов 6.2.6, 7.1.2, 7.3.8.12 ГОСТ Р 59643-2021 не противоречат требованию пункта 48 ППР. Названия журналов не являются единой системой учета в ГОСТ Р 59643-2021, речь идет об одном документе, в котором прежде всего необходимо указать о проведенных работах, испытаниях при техническом обслуживании внутреннего противопожарного водопровода.
Форма и порядок ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяется руководителем организации (в том числе допускается ведение нескольких томов, разделов, подразделов).
О внесении изменений в Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ
Приказ Ростехнадзора от 04.04.2022 N 98 (.rtf) "О внесении изменений в Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 537"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69097)
Изменения в Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 537 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61885), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Подготовлен проект, обновляющий правила регистрации объектов в госреестре ОПО
12 июля 2022
Проектом предполагается утверждение Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно Правилам регистрации в госреестре подлежат объекты, относимые к категории опасных производственных объектов (ОПО) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", эксплуатируемые (планируемые к эксплуатации) всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании.
Ведение госреестра (за исключением ведомственных разделов) и его территориальных разделов будет осуществляться Ростехнадзором.
Правилами регламентируется порядок:
1) осуществления идентификации ОПО эксплуатирующей организацией.
Среди прочего закрепляется перечень именных кодов ОПО, с учетом которого эксплуатирующая организация по результатам идентификации должна присвоить ОПО типовое наименование;
2) регистрации ОПО в госреестре, в том числе перечень сведений и информации, которые должны указываться в заявлении о регистрации ОПО;
3) внесения изменений в сведения, содержащиеся в госреестре;
4) исключения ОПО из госреестра.
Как отмечено в пояснительной записке, проект направлен на совершенствование и оптимизацию административных процедур в части сокращения количества документов, необходимых для регистрации ОПО, и сроков регистрации ОПО в госреестре (с 20 рабочих дней до 12 рабочих дней, за исключением случаев, когда на осуществление регистрационных действий одновременно заявлено 10 и более ОПО). При этом проектом предусматривается переход на реестровую модель, предусматривающую отказ от выдачи свидетельства и дубликата свидетельства о регистрации ОПО в госреестре.
Планируется, что Правила начнут применяться с 1 марта 2023 года.
Одновременно утратившими силу должны быть признаны:
- постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";
- приказ Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Подготовлен проект, уточняющий правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
8 июля 2022
Проектом предполагается внесение изменений в постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности".
Согласно проекту:
1. Действие Правил распространено также на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих взрывчатые материалы промышленного назначения.
2. Положение о производственном контроле должно будет содержать, в том числе, сведения о порядке организации расследования случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
3. К числу основных задач производственного контроля отнесены:
- контроль за соблюдением требований, предъявляемых к обоснованию безопасности опасного производственного объекта (ОПО);
- эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений на ОПО.
4. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля:
1) обязан будет:
- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО и лицами, выполняющими работы или оказывающими услуги на ОПО по гражданско-правовым договорам, требований промышленной безопасности и локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности, а также обоснования безопасности ОПО;
- участвовать в расследовании случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
- информировать лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги на ОПО по гражданско-правовым договорам, о требованиях промышленной безопасности и локальных нормативных актов эксплуатирующей организации к осуществлению таких работ, а также обоснования безопасности ОПО;
2) должен будет дополнительно обеспечивать контроль за:
- устранением причин возникновения случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
- достоверностью, полнотой и актуальностью информации и данных о состоянии промышленной безопасности в информационных системах эксплуатирующей организации;
3) вправе будет:
- вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения об изменении или расторжении договорных отношений с лицами, выполняющими работы или оказывающими услуги на ОПО, в связи с нарушением ими требований промышленной безопасности;
- осуществлять контроль готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО работников организации, ее собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирования (ПАСС(Ф)), нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), созданных из числа работников организации, а также за состоянием систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.
До 1 марта 2023 года продлено действие ряда НПА по вопросам выполнения сварочных работ на ОПО
6 июля 2022
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2022 N 1198 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2355 "Об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Так, до 1 марта 2023 года продлено действие:
- постановления Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63 "Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора России от 25.06.2002 N 36 "Об утверждении новой редакции "Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N 102 "Об утверждении Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
- постановления Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N 103 "Об утверждении Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов".