Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
Приказ Ростехнадзора от 23.11.2023 N 415 (.rtf)
Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437, и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61745).
Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).
Руководство рекомендовано к применению в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также в организациях, участвующих в разработке ПМЛЛА.
руководство содержит рекомендации по разработке ПМЛЛА на линейных и площадочных сооружениях опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
В случае организационных, структурных, кадровых изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся основанием для пересмотра ПМЛЛА, с учетом пункта 7 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 (далее - Постановление N 1437), в ПМЛЛА рекомендуется своевременно вносить актуальные сведения.
Внесены изменения в правила обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов
Федеральный закон от 25.12.2023 N 637-ФЗ (.rtf) "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В частности, уточнен порядок обоснования безопасности опасного производственного объекта (далее - ОПО), уточнены основания направления на экспертизу промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, в перечень обязанностей организации, эксплуатирующей ОПО, включено проведение аудита систем управления промышленной безопасностью. Сведения о результатах такого аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления данных эксплуатирующих организаций и их учредителям. Предусматривается, что ограничения на доступ учредителей к указанным сведениям могут быть установлены федеральным законом.
Также установлено, что решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации указанных зданий и сооружений, принимается руководством на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. В этом решении содержатся сведения о реквизитах данного заключения, подтверждающих его включение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, и устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений.
Если иное не установлено техническим регламентом, при отсутствии в проектной документации данных о сроке эксплуатации указанных здания, сооружения на ОПО, а также по истечении срока их эксплуатации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона эксплуатация таких здания, сооружения без принятия решения о возможности их эксплуатации допускается в течение срока их безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, включенным в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Внесены изменения в порядок технического регулирования в строительной сфере
Федеральный закон от 25.12.2023 N 653-ФЗ (.rtf) "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Установлено, в частности, что документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", являются: национальные стандарты РФ и (или) своды правил; международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; стандарты организаций; результаты применения способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, установленным требованиям, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
Определен в числе прочего порядок применения указанных документов.
Предусматривается, в частности, что, если иное не предусмотрено заданием на проектирование, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе самостоятельно определить, в соответствии с какими из таких документов будут осуществляться проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос здания, сооружения.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2026 года.
Установлено, что в случае, если подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий осуществляются на основании градостроительного плана земельного участка, выданного до 1 сентября 2024 года, или документации по планировке территории, утвержденной до 1 сентября 2024 года, при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляется оценка их соответствия требованиям документов, указанных в части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2024 года).
Подготовлен проект, оптимизирующий порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
9 Января 2024
Проектом предполагается внесение изменений в постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".
Как отмечено в пояснительной записке к проекту, оптимизация процессов предоставления госуслуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности предусматривает, в том числе:
- сокращение срока принятия решений по заявлениям о предоставлении госуслуги до 13 рабочих дней с возможностью продления срока её предоставления на 5 рабочих дней в случаях, если заявитель эксплуатирует или планирует эксплуатировать ОПО I или II классов опасности или им заявлено 10 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а также в случае подачи соискателем лицензии или лицензиатом заявительных материалов на бумажном носителе в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства РФ о защите гостайны;
- предоставление госуслуги территориальными органами Ростехнадзора без участия центрального аппарата (за исключением эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на объектах, относящихся к объектам оборонно-промышленного комплекса);
- предоставление госуслуги в случае проведения выездной оценки соответствия заявителя с использованием средств дистанционного взаимодействия в срок до 10 рабочих дней;
- представление вместе с заявлениями о предоставлении лицензии или о внесении изменений в реестр лицензий (при необходимости дополнения содержащихся в лицензии перечней адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и работ, составляющих лицензируемый вид деятельности) только сведений или реквизитов документов, наличие которых обязательно для соискателя лицензии или лицензиата, - без необходимости представления копий таких документов;
- сокращение и приведение к единообразию состава сведений, представляемых вместе с заявлением.
Кроме того, проектом предусматривается приведение наименования работ, установленных пунктом 9 Перечня выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов, в соответствие с пунктом 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которому к категории ОПО относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространённых полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ) и работы по обогащению полезных ископаемых.
Планируется, что обновлённые требования начнут применяться с 1 сентября 2024 года.
Подготовлен проект, определяющий общие требования к обоснованию безопасности ОПО
6 Января 2024
Проектом предполагается утверждение ФНП "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".
Как следует из проекта:
1) обоснование безопасности необходимо разрабатывать в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
2) обоснование безопасности не может разрабатываться в отношении нескольких ОПО;
3) обоснование безопасности должно содержать:
- сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
- условия безопасной эксплуатации ОПО;
- требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО;
4) в обосновании безопасности лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО либо документации на техническое перевооружение ОПО, а также проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО.
Кроме того, проектом закрепляется структура обоснования безопасности и требования к его разработке.
Одновременно утратившим силу должен быть признан приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 N 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".
Планируется, что новые требования начнут применяться с 1 сентября 2024 года.