Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда".
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный N 33671);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 150н "О внесении изменений в профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41920);
пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
Источник:ССПЭБ
Госдума поддержала поправки в Х раздел Трудового кодекса
Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в раздел X «Охрана труда» Трудового кодекса. Обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников.
"Поправки в Х раздел Трудового кодекса предполагают ряд новаций. Общая задача поправок - перейти от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны. Риск-ориентированный подход предполагает максимальную персонализацию политики в области охраны труда. После вступления в силу поправок работодатель будет обязан учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте и обеспечивать условия для охраны труда работника с учетом особенностей работы на конкретном рабочем месте", - пояснил первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
В перечень основных понятий добавлен термин “опасность” и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда - предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.
Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4‑й класс. При этом, в случае выявления такой опасности на рабочих местах, за работниками, на время приостановки работ, сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.
Принципиально меняется подход в предоставлении средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было принято.
У работодателей появятся права:
вести электронный документооборот в области охраны труда;
использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации.
Согласно новым правилам, работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена также деятельность комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или самих работников. Комитеты организуют совместные действия работодателя и работников, направленные на соблюдение требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.
Закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Источник:ССПЭБ
Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2021 N 63788)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2020, N 6, ст. 677), пунктом 1.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2020, N 6, ст. 677), приказываю:
1. Утвердить Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 762 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2012, регистрационный N 25420).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Источник:ССПЭБ
Регламентирован порядок проведения Ростехнадзором аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459 (.rtf)"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2021 N 63872)
Заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), работники которых подлежат аттестации в территориальных аттестационных комиссиях в соответствии с пунктом 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 г. N 1365.
Приводится в числе прочего исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
За направление выписки из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных статьями 333.18 и 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса РФ.
Совершение иных юридически значимых действий при предоставлении государственной услуги осуществляется Ростехнадзором бесплатно.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы и формы необходимых документов.
Источник:ССПЭБ
В рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности изменены регламентирующие работу Ростехнадзора законодательные акты
В части компетенции Ростехнадзора изменения, вступающие в силу с 1 июля 2021 года, внесены в:
1) Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» - по вопросам осуществления федерального государственного горного надзора;
2) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - касательно федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» - применительно к федеральному государственному надзору в области безопасности гидротехнических сооружений;
4) федеральные законы от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в части осуществления федерального государственного энергетического надзора;
6) Градостроительный кодекс Российской Федерации – по вопросам осуществления федерального и регионального государственного строительного надзора.
Изменениями уточнен предмет и определены особенности осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований при осуществлении указанных видов государственного надзора в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ в 2021 году ранее запланированные плановые проверки будут проведены согласно ранее утвержденным ежегодным планам (с учетом особенностей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжит применяться:
1) при осуществлении лицензионного контроля – до 1 марта 2022 г.;
2) при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования – до 1 января 2025 г.;
3) в части, касающейся уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности – до 1 января 2025 г.
Источник:ССПЭБ
Проект Федерального закона «О внесении изменений в ст. 24 и ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»
Проектом предлагается дополнить Федеральный закон 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следующими положениями:
работники и лица, привлекаемые к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и (или) профессиональным стандартам;
Руководители организации обязаны назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, квалификация которого соответствует квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и (или) профессиональным стандартам.
Регистрационный номер: 1188754-7
Состояние: внесение законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации
Дата внесения: 8 июня 2021 г.
Источник:ССПЭБ
Как изменятся положения законодательств в части пожарной безопасности, ГО и ЧС в связи с опубликованием закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ?